Советы арендаторам жилья в Херсоне

Исходя из своего богатого и местами печального опыта по аренде квартир, я беру на себя смелость сформулировать несколько советов будущим арендаторам.

1. Обязательно оговаривайте в договоре аренды, кто осуществляет текущий ремонт жилья (краны, трубы, газовая плита), а кто – капитальный. 

Помню, у последних хозяев (исключительно приятных людей, с которыми мы до сих пор поддерживаем теплые отношения), прорвала канализационная труба. Человек не пожалел своего времени и денег, буквально за два дня скооперировался с соседями и решил проблему, которая грозила перерасти в настоящую беду (представьте, каково жить в квартире, благоухающей отборными «ароматами» из канализационных труб). Кстати, в договоре с ним, у меня уже был пункт о том, что капитальный ремонт (к которому относится замена канализационных труб) лежит на совести владельцев квартиры.

2. Ещё на этапе переговоров с будущим арендодателем договаривайтесь о как можно меньшем размере залога/гарантии за возможный материальный ущерб, который Вы как арендатор можете нанести имуществу хозяина в будущем. Здесь - no comments, мой печальный опыт говорит сам за себя.

3. Обязательно берите у арендодателя расписку за полученную предоплату, залог и каждый полученный ежемесячный платеж. Если наймодатель захочет создать проблемы арендатору, не имеющему на руках письменного подтверждения за реально проплаченные месяцы, он легко истребует повторно в судебном порядке квартплату с нанимателя за неподтвержденные расписками месяцы.

4. Оплаченные квитанции за коммунальные услуги показывайте хозяину, но не в коем случае не отдавайте до самого выезда. Иначе Вас могут наказать за излишнюю доверчивость и «попросить» оплатить услуги ещё разок. Создайте в специальной папке для каждой коммунальной службы отдельный файлик, куда аккуратно складывайте все проплаченные квитанции, а в еще один файл – полученные письменные расписки от владельца квартиры. Любая расписка (в т.ч. и при получении денег взаймы) обязательно должна быть написана и подписана только от руки. Напечатанные на принтере расписки с одной аутентичной подписью юридической и доказательственной силы не имеют (по ним сложно провести графологическую экспертизу).

5. Составляйте и предлагайте арендодателям составить список имущества, находящегося в доме или квартире, с оценкой его состояния, износа и указанием приблизительной рыночной цены. А то при выселении хозяйка «вдруг» может вспомнить о том, что у нее раньше «был» особо ценный - за тысячу долларов - сервиз или уникальный набор постельного белья. Попробуй, докажи, что не было ни сервиза, ни белья. Список необходимо составлять в двух оригинальных экземплярах и ссылаться на него в договоре аренды.

6. При заключении арендного соглашения требуйте от хозяина копию паспорта и ИНН. Вы даже можете обнаглеть и попросить предоставить документы на квартиру, подтверждающие право собственности арендодателя на недвижимость. В любом случае, ознакомьтесь на чьё имя приходят квитанции за квартиру, на какой именно адрес, какие долги висят и по каким коммунальным поставщикам, земельному налогу (зафиксируйте эту информацию в договоре). Определитесь в договоре, какие коммунальные услуги оплачиваете Вы, а какие – арендодатель.

7. После подписания договора аренды (и акта приема-передачи жилья) и произведения расчётов с риэлтором и хозяином недвижимости, Вам должны получить ключи от квартиры и можете без промедления заселяться.

8. Вы должны знать, что если по какой-либо независящей от Вас причины, жильё станет непригодным для постоянного в нём проживания, Вы имеете полное право отказаться от договора аренды с получением компенсации понесенных убытков (согласно Гражданскому кодексу Украины).

Но.. Документы, договора, это, конечно, важно. Но важнее любых бумажек – нормальные человеческие отношения, которые строятся на крепком фундаменте доверия и порядочности. Как аукнется, так и откликнется. Кто знает, может через несколько лет Вам придётся сдавать уже свою квартиру в аренду и трястись за сохранность личного имущества?